Arctic Monkeys — британская рок-группа, сформированная в 2002 году в Шеффилде. Два их дебютных сингла — «I Bet You Look Good on the Dancefloor» и «When the Sun Goes Down» — возглавили британский национальный чарт. Группа одной из первых достигла успеха благодаря свободному распространению своих записей. АМ были уже достаточно известны в Англии ко времени выхода их первого сингла «I Bet You Look Good on the Dancefloor», который моментально взлетел на первую строчку британского чарта. Та же участь постигла и второй сингл «When The Sun Goes Down» с альбома «Whatever people say I am, that’s what I’m not». Сам альбом стал самым распродаваемым дебютным альбомом в истории чартов Великобритании и получил признание критиков.
История
Юный квартет Arctic Monkeys взял ничего не подозревавшую Британию штурмом в самом начале 2006 года. Они появились практически из ниоткуда, и, тем не менее, их два дебютных сингла «I Bet that You Look Good on the Dancefloor» и «When the Sun Goes Down» попали прямиком на первое место национального хит-парада, а их первый альбом «Whatever People Say I Am, That’s What I’m Not» поставил абсолютный рекорд по количеству экземпляров, проданных в первую неделю продажи. Помимо этого Arctic Monkeys унесли с собой приз Brit Awards в категории «Лучшая новая группа», а также стали первым коллективом, сумевшим забрать награду журнала NME в номинациях «Лучшая новая группа» и «Лучшая группа» одновременно.
«Арктические мартышки» появились на свет в 2002 г. в местечке Хай Грин, пригороде английского города Шеффилда. Началось все с того, что двое соседей-приятелей, Алекс Тернер и Джейми Кук, одновременно попросили своих родителей подарить им на Рождество по какому-нибудь музыкальному инструменту. Оба получили по электрогитаре и, самостоятельно освоив азы игры, решили сколотить группу. В ее состав также вошли школьные приятели парочки гитаристов Энди Николсон и Мэтт Хелдерс. Николсон уже играл на басу, и поэтому Хелдерсу не оставалось ничего иного, как занять позицию ударника — «У них у всех уже были свои гитары, поэтому мне пришлось купить себе ударную установку». Группа взяла себе название Arctic Monkeys. Ребят так много спрашивали, откуда они взяли себе такое название, что они стали придумывать всякие истории, лишь бы отделаться от расспросов. На самом деле все просто до безобразия. Джеми Кук встретился однажды вечером со старым другом в пабе. Кому-то из них пришло в голову название «Arctic Monkeys», и они весь вечер шутили по этому поводу. А потом Кук предложил это как название для группы. Никто не был против.
Репетировали парни в пустом складе в Нипсэнде, а свой первый концерт сыграли 13 июня 2003 г. в Шеффилде. Отыграв несколько концертов, группа начала записывать демо-записи, нарезать их на CD-болванки и раздавать на концертах бесплатно. Поскольку количество дисков было ограничено, поклонники начали сами копировать эти песни друг другу и даже выкладывать их в Интернет. Музыканты не возражали — «Мы записывали эти демки не для того, чтобы заработать. Мы сами раздавали эти диски совершенно бесплатно. И потом, так концерты получались лучше, потому что люди уже знали наши песни и могли подпевать». Позже музыканты признавались, что они даже не знали, как выкладывать музыку в Интернет. Когда у них в одном из интервью спросили, почему так популярна их страничка на MySpace, парни сказали, что не знают даже, что такое MySpace, и что сайт был создан их фанатами. «[Когда мы попали на первые строчки чартов в Англии] мы часто говорили в интервью о том, как сильно помог нам MySpace. Но это прекрасный пример того, как человек с умным видом говорит о какой-то совершенно неведомой ему хреновине».
К концу 2004 г. группа уже имела широкую известность на севере Англии, и ими заинтересовалось Radio 1. Тогда же местный фотограф-любитель Марк Булл снял их выступление на видео и по собственной инициативе смонтировал парням видеоклип на песню «Fake Tales of San-Francisco», который был выложен в Интернете. Первая официальная запись Arctic Monkeys, пяти-песенный EP «Five Minutes with Arctic Monkeys», вышла в свет в мае 2005 г. Хотя этот миньон был напечатан тиражом всего в 1000 копий (и еще 500 экземпляров в виде 7-дюймового винила), его также можно было приобрести в электронном виде в iTunes Music Store. Летом 2005 г. Arctic Monkeys укрепили свое звание юной сенсации триумфальными выступлениями на главных английских фестивалях в Лидсе и Ридинге, посмотреть на которые собралось огромное количество народа.
Несмотря на столь громкий успех, группа не торопилась подписывать контракт ни с одним из лейблов. «Прежде чем вокруг нас началась шумиха, нам говорили что-то вроде: „Вы мне нравитесь, но я не уверен в вот этой вот песне. Но если ее немного подправить…“ — дальше мы уже не слушали», — вспоминал Тернер. Дело дошло до того, что музыканты отказались вносить представителей звукозаписывающей индустрии в гостевые листы своих концертов, и тем приходилось платить за свои билеты. Парни следовали простой логике — «Мы добились всего, что у нас есть, без их помощи, так зачем же они нам понадобились сейчас?». Осмысленность этой позиции была подкреплена серией выступлений группы осенью 2005 года, билеты на которые разлетались, как горячие пирожки. Когда группа в момент распродала все 2000 билетов на концерт в легендарном Лондонском зале «Астория», они убедились в правильности собственного выбора. «В Лондоне концерт в первую очередь смотрели не важные мужики в костюмах, а простые зрители», — рассказывает Тернер, — «Мужики в костюмах все стояли сзади и смотрели на то, как зрители прутся от концерта. Это было здорово».
В конце концов, парни заключили контракт с Domino Records, в первую очередь из-за симпатии к владельцу лейбла Лоуренсу Беллу, который занимался делами из собственной квартиры и заключал контракты только с теми группами, которые нравились ему лично. Первый же официальный сингл группы, «I Bet that You Look Good on the Dancefloor», ракетой взлетел на первое место английских чартов, сбросив оттуда Робби Уильямса. Второй сингл, «When the Sun Goes Down», проделал ту же самую операцию — вот только в этот раз в качестве пострадавшего оказался не Уильямс, но Шэйн Уард. Материал для своего дебютного альбома группа записала еще в сентябре 2005 г., но релиз был тем не менее назначен на январь 2006 года. Альбом назвали «Whatever People Say I Am, That’s What I’m Not» (цитата из фильма 1960-го года «В субботу вечером, в воскресенье утром» («Saturday Night and Sunday Morning»: «Whatever people say I am, that’s what I’m not because they don’t know a bloody thing about me! God knows what I am.» — «Кем бы люди меня не назвали — это не я, потому что они нихрена обо мне не знают! Одному Богу известно, кто я»).
Несмотря на то, что большая часть песен альбома была уже доступна в ранних демо-версиях через Интернет, эксперты предрекали альбому судьбу блокбастера. И не ошиблись — в первую же неделю продаж альбом «Whatever People Say I Am, That’s What I’m Not» побил все рекорды продаж для дебютного альбома: за первую неделю разошлось 363,735 копий, а за первый день — 118,501 — больше, чем вся остальная топ-двадцатка, вместе взятая. Успех Arctic Monkeys заставил многих задуматься о том, что новые молодые группы могут достигать признания по-новому, без рекламы и маркетинга.
В США пластинка вышла месяцем позже, и за первую же неделю была продана тиражом около 350 тысяч экземпляров. Несмотря на то, что американские критики встретили юных англичан куда более сдержанно, чем их британские коллеги, американский тур Arctic Monkeys прошёл успешно, и едва ли не каждое выступление группы сопровождалось лестными отзывами со стороны всё тех же критиков.
Тем временем в Великобритании журнал NME поставил дебютный альбом группы на пятую строчку в списке величайших британских альбомов всех времен. А на церемонии Премии NME 2006 группа получила сразу три награды (основанные на голосовании поклонников): Лучшая британская группа, Лучшая новая группа и Лучший трэк (I Bet You Look Good on the Dancefloor).
В апреле 2006 г. группа выпустила новый миньон под названием «Who the Fuck Are Arctic Monkeys?». В него вошли пять трэков, и он не подходил для участия ни в чарте альбомов, ни в чарте синглов. Более того, из-за присутствующей в текстах песен ругани их мало крутили по радио (парней это вряд ли очень беспокоило — они стали известны благодаря интернету; именно паутина, а не радио, сделала их номером один).
Музыканты признавались в интервью, что они не намерены долго мочалить на концертах старый материал, и что новый полнометражный альбом уже почти готов. «Не представляю, чтобы мы делали, как какие-нибудь Coldplay, которые записывают альбом, а потом три года подряд дают один и тот же чертов концерт каждый вечер», признался гитарист Джейми Кук. «Может, кому-то и нравится так делать, но только не нам».
Вскоре после релиза EP группа объявила, что басист Энди Николсон не примет участия в предстоящем туре по Сев. Америке из-за сильной усталости от бесконечных гастролей. По возвращении АМ в Британию Николсон подтвердил слухи о том, что он уходит из группы и хочет заняться собственным проектом. Кроме того, ему трудно было справляться с успехом и славой, которых достигла группа всего за полгода. Ребята подтвердили, что бывший басист группы The Dodgems (знакомой им ещё по Шеффилду), Ник О’Мэлли, который заменял Николсона в американском турне, продолжит работать с группой.
Следующим релизом АМ был сингл «Leave Before the Lights Come On», вышедший 14 августа 2006. По словам Тёрнера, это одна из последних песен, написанных до свалившейся на них популярности. Это был первый релиз группы который не достиг первой строчки чарта, остановившись на четвертом месте.
16 апреля 2007-го вышел «Brianstorm» — первый сингл с нового альбома. Сам альбом, получивший название «Favourite Worst Nightmare», появился в продаже 23-го апреля и уже 29-го занял первое место в чарте UK Albums Chart. Хотя АМ сначала выпустили только один сингл, все 12 трэков с нового альбома попали в топ 200 чарта синглов (начиная с «Brianstorm» под № 4 и заканчивая «If You Were There, Beware» под № 189). Это произошло из-за ошибки возникшей на iTunes — каждый проданный альбом одновременно посчитали как проданный сингл, причем для каждой песни. Вторым синглом с альбома стала песня «Flourescent Adolescent». Би-сайдами стали «The Bakery», «Plastic Tramp» и «Too Much to Ask».
3 декабря 2007-го намечен релиз третьего сингла — «Teddy Picker».